Логотип

Все новости

28.04.2018

Резолюция круглого стола «Проект ФГОС основного общего образования в новой редакции: прогресс или регресс?»

(20 апреля 2018 года, АОУ ДПО УР «Институт развития образования»)

    Круглый стол «Проект ФГОС основного общего образования в новой редакции: прогресс или регресс?» был организован центром развития тьюторских практик АОУ ДПО УР «Институт развития образования».

  В работе круглого стола приняли участие представители пилотных школ по раннему введению ФГОС среднего общего образования, получающие тьюторское сопровождение, члены Ассоциации образовательных организаций Удмуртской Республики, представители Министерства образования и науки Удмуртской Республики, тьюторы – члены Удмуртского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации. Всего 25 человек.

  В своих выступлениях участники мероприятия представили перспективы развития образования в соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы, проекты «12 решений нового образования» и ФГОС основного общего образования в новой редакции, опыт регионов по реализации ФГОС основного и среднего общего образования.

Предметом обсуждения участников круглого стола стали следующие вопросы:

– противоречия между действующими нормативными документами и проектами (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы, проекты «12 решений нового образования» и ФГОС основного общего образования в новой редакции) в пространстве образовательной политики Российской Федерации;

– риски принятия ФГОС основного общего образования в новой редакции;

– разработка грантовых проектов в области образования;

– актуальность подготовки Программы Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2018–2025 годы.

Участники круглого стола отмечают:

  Общеобразовательные организации по раннему введению ФГОС основного общего образования выстроили модели реализации стандарта в основной школе, утверждённого в 2011 году. Большая часть из них включилась в процесс введения ФГОС среднего общего образования в пилотном режиме, что также предполагает разработку каждой школой своей модели средней школы с учётом собственной социокультурной специфики.

  Новая редакция ФГОС вступает в противоречие как со сложившейся инновационной практикой организации образовательной деятельности основной школы, так и со ФГОС среднего общего образования, в основе которого «воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности», которую невозможно реализовать в условиях жесткого нормирования предметного содержания. В отличие от утверждённого стандарта, проект направлен на переориентацию с личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся на предметные, представлена чёткая конкретизация предметных результатов, в то время как метапредметные навыки являются главными навыками в XXI веке.

  Данный подход опасен тем, что препятствует выстраиванию вариативности образовательной деятельности, не позволит сформировать важную компетенцию – умение делать осознанный выбор, самостоятельно разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут. Кроме этого, знаниевый подход к образовательной деятельности не позволит развиваться собственному педагогическому творчеству, а также приведёт к увеличению нагрузки на учащихся и педагогов. У педагога не будет возможности реализовать региональное и этнокультурное содержания образования, что является одной из особенностей стандарта (направлен на обеспечение «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации»), организовать обогащённую образовательную среду на основе принципа индивидуализации. Вместе с тем изменился подход к структуре метапредметных результатов и формулировке методологии системно-деятельностного подхода.

  Переход на знаниевую парадигму образования не позволит сформировать в основной школе «основы культуры проектной и исследовательской деятельности», чтобы в средней школе учащиеся могли продемонстрировать системные представления и опыт применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности. Решению этого вопроса в проекте стандарта не уделяется внимания.

  Стремление сделать стандарт более понятным учителю приведёт к нарушению прав ребёнка на самоопределение, к формальному характеру построения индивидуального учебного плана обучающегося, обострению проблемы учебной мотивации, возвращению подхода «образование на всю жизнь». Поэтому проект стандарта основной школы в новой редакции должен быть подвержен экспертизе с точки зрения прав ребёнка и человека. Также возрастает необходимость разъяснительной работы среди педагогов и родителей в области изменений в образовательной политике, отношениях между участниками образовательных отношений.

  Одним из требований ФГОС являются требования к материальной техническим условиям реализации программы. При этом материально-техническое обеспечение школ не соответствует требованиям стандарта.

  Необходимы изменения в организации условий труда педагогических работников. В условиях введения новых подходов к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) оценка труда педагога оказывается ниже оплаты труда технического персонала, что снижает, подрывает социальную привлекательность и престиж профессии учителя, его мотивацию к инновационной деятельности. Сложившаяся ситуация вызовет отток работающих педагогических кадров и молодых специалистов из школы.

   Постоянные изменения в экономике, политике, образовании актуализируют необходимость формирования у современного человека такой компетентности, как работа в команде, введение проектного типа управления персоналом, которые теряют смысл в условиях реализации проекта стандарта. Образовательным организациям в современных условиях развития необходимо введение командного принципа управления процессами.

Участники круглого стола предлагают:

1. Сохранить вариативность в федеральных государственных образовательных стандартах.

3. Провести круглый стол по разработке государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2018–2025 годы через Ассоциацию образовательных организаций Удмуртской Республики.

4. Осуществлять грантовый подход при распределении финансирования различных направлений развития образования с участием профессиональных общественных организаций.

5. Привести финансирование образовательных организаций в части материально-технического обеспечения в соответствие с требованиями ФГОС.

6. Привести выделяемую субвенцию на 1 ребёнка в Удмуртской Республике в соответствие со средней суммой по Приволжскому федеральному округу.

7. Пересмотреть методику системы оплаты труда с увеличением размера ставки (не за счёт уменьшения размера доплат и надбавок, а за счёт увеличения финансирования).

8. В связи с большими переменами в системе образования по примеру других регионов на уровне субъекта принять решение об увеличении минимального обязательного количества часов повышения квалификации педагогических работников с 16 часов до 36 часов.

9. Зафиксировать в документах Удмуртской Республик позицию сочетания очного и дистанционного повышения квалификации как обязательного.

10. Разработать методические рекомендации по регламентации деятельности муниципальных методических служб: функционал, статус, требования, заработная плата. 


Возврат к списку